Авторизация

Логин
Пароль
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Фактом авторизации Вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения.

Казнь Кутепа

Эта мистическая история, связанная непосредственно с моей семьёй, случилась летом 1942 года. Мои родители Прокофий и Зоя поженились перед войной, и детей у них ещё не имелось. Отец был на фронте, а в нашем доме жили родственники, эвакуированные из Москвы. Я слышал эту историю от них и от наших соседей.

По соседству жила тётя Устинья, сестра отца, которая для помощи по-хозяйству пригласила Петьку, который отцу тоже доводился племянником. Юноша подсмотрел, что на соседнем дворе тётка Зоя повесила для проветривания окорок сала. Соблазнился, стащил его и припрятал. Мать обнаружила пропажу, вошла в избу и перед родственниками в сердцах изрекла проклятие: «Чтобы руки оторвало у того человека, который это сделал!». Повод для горя был – шло голодное военное время. Прошло два дня, и наступил Петров день, отмечаемый Церковью 12 июля в честь апостолов Петра и Павла. В этот день отроку исполнялось семнадцать лет. Он решил отметить день рождения с друзьями, и окорок сала был как нельзя кстати. Часть его он выменял на самогон и продукты, ещё кусок – у солдат сапёров на толовую шашку, которые работали на лесозаготовках в Тютчевском лесу.

8ac69bf96886eaad5dc99a74ca2002e4.JPG

Красивая Меча, Удрики, Тютчевский мост, Лебедянский сахзавод

Потом позвал друзей на Красивую Мечу за рыбой, чтобы дополнить праздничный стол. Место для глушения выбрали метров на пятьдесят выше Тютчевского моста у камня, нависающего над рекой в Удриках. Петька встал на камень, поджёг фитиль бикфордова шнура, зажал шашку ладонями перед собой, однако по-неопытности растерялся и оцепенел, не смог рассчитать время горения, пропустил момент броска. Шашка рванула, кисти оторвало, неудавшийся взрывник упал в воду. Его сильно контузило, лопнули барабанные перепонки в ушах, посекло все тело и лицо, на котором остались сине-зелёные следы от взрывчатки, несмываемые, как от татуировки. Товарищи подбежали, вытащили на берег, кое-как перевязали.

5d0bfb0fd19583b13423711af10b1beb.JPG

Место Тютчевского моста осенью

По мосту проезжал мужик на телеге. Петра погрузили на неё и отвезли в лебедянскую больницу, где хирург довершил ампутацию кистей. Позднее родственники, работавшие в военном госпитале, сделали ему операцию на правой руке по раздвоению костей предплечья – образовались как бы два больших пальца или вилка с толстыми рожками, и состряпали фальшивую справку, что получил он это увечье на войне, и оформили пенсию. Но это всё было потом.

80df4bb67132a87315998191eab99c0b.JPG

Удрики над Красивой Мечой

Дальнейшие события развивались так. Это дело раскрыл сельский глухонемой Егор. Человек он был довольно умный, и разговоры читал по губам, знал и произносил несколько десятков слов, умел изъясняться знаками. Мой отец его вполне понимал, а я не раз наблюдал их диалог. Друзья Петра стали обсуждать происшествие, а на Егора, который сидел рядом, не обратили никакого внимания – всё равно, ничего не слышит. А тот понял всё, сразу пошёл к участковому и доложил, что человек, которому руки оторвало, утащил у красивой бабы Зои кусок ветчины, и показал остальных. Милиционер всех четверых арестовал сразу. Криминала набралось достаточно: соучастие в преступлении с похищенными боеприпасами, приведшее к увечью человека, и, как минимум, в глушении рыбы. Мать претензий не предъявляла, простила всех. Суда не было. Участковый применил к ним древний способ опозоривания за воровство – заставил раздеться до нага и провёл по деревне. Парням уже исполнилось по семнадцати лет, а в военное время это был мобилизационный возраст. С фронта никто из них не вернулся.

Петька, по возвращении из больницы, получил от односельчан прозвище «Кутеп», по причине культей рук. Потом служил конным объездчиком и гонял детей с гороховых колхозных полей, порол плёткой деревенских баб, если заставал их на картофельном поле, когда они здоровыми руками рвали сорняки для прокорма своих коров. Страдая от физической неполноценности, он яростно вымещал свою злобу, и топил её в пьянстве. Парадокс заключается в том, что вора назначили сторожить колхозное добро. Вести наблюдение за Кутепом, когда он уедет на отдалённые поля, было главной обязанностью деревенских мальчишек, а охоту на горох надо рассматривать как детскую шалость. В тот период времени в народе жила мораль: «Стащить в колхозе то, что не доплатили – не зазорно». Платили людям натуральными продуктами столько, что прожить на них было нельзя. Жили колхозники, в основном, своим личным подсобным хозяйством, которое вели в свободное от работы время – ночью, и ещё платили массу налогов.

В деревне было принято пугать Кутепом непослушных малолетних детей. Если мой сын начинал не в меру капризничать, стоило лишь напомнить, что придёт Кутеп с ним разбираться, как тот становился ангелом.

Местные жители были уверены, что Кутеп прогневил христианских богов в великий праздник – в Петров день, и на него подействовало проклятие моей матери Зои – дочери потомственных православных священников.

f9257f6a9a0f7b3cfcc8bb9bb84f61b5.JPG

Световид - природная статуя в Красном Буераке

Согласно другой гипотезы, Кутеп получил наказание от языческих богов. Он обокрал людей и пришёл в Удрики – в святилище Световида, глушить рыбу, за что и поплатился. На него разгневались все боги вселенной и христианские, и языческие, которые применили древний закон самосуда, по которому за воровство отрубали руки, а на Красивой Мече появился Кутепов камень.

098dc131a585f79c3c3d2f02a9a13b21.jpg

Кутепов камень

Можно рассуждать и так, а если подойти с точки зрения психологии, то «на воре шапка горит» – как давно замечено в народе. Душа не на месте, она находится в смятении и тревоге. Человек, вынужденный что-то скрывать, ведёт двойную жизнь, чувствует себя неуверенно, плохо контролирует действия, поэтому совершает оплошности и ошибки. Даже закоренелый преступник ощущает свою неправоту на подсознательном уровне. Вот это и ведёт к трагическим последствиям. Вор сам себе могилу роет. Подонок рано или поздно «попадёт на вилы». Действует закон природы – закон естественного отбора. С техническим прогрессом он приобретает неожиданные формы. Известную аксиому в наше время следует произносить так: «Горбатого дорога исправит». В эпоху автомобилизации, прежде всего, гибнут люди наглые, непорядочные и глупые. Людей можно обманывать какое-то время, а вот столб на дороге не обхитришь!

Из книги "Каменная сказка Верхнего Подонья".

Николай СКУРАТОВ, член Общероссийского Союза писателей "Воинское содружество", академик ПАНИ.


23.06.2016 11:31:35
"Красивая меча" переводится с угро - финского как Красивый (красный) крутой берег. Очень интересные рассказы.  
"Эмет", благодарю за уточнение и подтверждение!
В статье "Ожерелье Красивой Мечи" http://mygorod48.ru/people/user/49437/blog/326452/ говорится как раз про это. Носитель языка коми-кыв Александр Ус говорит тоже самое: МИЧА - означает "красивая река". Красивая - по-русски и ещё раз Красивая - по-угорски, то есть дважды Красивая - КРАСАВИЦА, что соответствует реальности!
Этимология говорит, что в незапамятные века угорские народы жили в Верхнем Подонье и оставили здесь многие гидронимы.
вован (гость)
24.06.2016 00:02:42
Жизненная мудрость- пусть и не прямым глаголом. Спасибо за мораль - дай Боже кто-то задумается о том что за все приходится держать ответ.
↓ показать все комментарии