Авторизация

Логин
Пароль
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Фактом авторизации Вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения.

Древнейшие памятники Куликовской битвы

Начало темы смотрите на сайте "Каменный Конь" в книге "Свет забытой Непрядвы"

В данной главе речь пойдёт не о современных памятниках официального Куликова Поля, а о памятниках древней Руси, которыми отмечена Великая победа. Этими памятниками благодарная Русь почтила память своих сыновей 400 лет тому назад, а некоторые из них встали ещё раньше. Сразу после Куликовской битвы такой масштабной возможности не было. Лебедяно-Данковский край подвергся тотальному опустошению после нашествия хана Тохтамыша в 1382 году. Свидетелем разорения Верхнего Подонья стал митрополит Пимен, который в своём известном «Хождении» рассказал, что на месте ещё недавно цветущих городов были руины, и бродили дикие звери. В 1395 году Тамерлан повторил зачистку. Татаро-монгольское иго закончилось в 1480 году после Стояния на Угре, однако кочевники ещё долго не давали здесь жить и строить поселения. Русское население ушло на север под защиту крепостей, стоявших южнее Оки, а стало возвращаться в край нижней Непрядвы в конце 16 века, после того как в 1571 году Иван Грозный издал указ об организации сторожевой службы на южной границе государства. Границу укрепили, поставили новые крепости на местах сожжённых, край стал бурно заселяться.

Дон, Меча, Непрядва – таков короткий список древнейших памятных географических ориентиров Куликовской битвы в районе поля сражения. Дон и Меча остались на своих местах, а вот с Непрядвой, прямо сказать, получился курьёз. Беженцы перенесли наименование легендарной речки вверх по Дону на 70 километров и отдали Берёзовой реке. На прежнем месте осталась Славная река, наречённая так самим Дмитрием Донским после славной битвы. А вот Меча, как отметка, потерялась – её в наше время совсем не вспоминают – оказалась далековато от верхней Непрядвы. Пока старая Непрядва находилась в плену у кочевников и медленно забывалась, название, и место новой Непрядвы закрепилось в государственных документах и постепенно набирало всё большее число сторонников. Подробно этот исторический казус описан в главе «Две Непрядвы». Священную память о старой Непрядве гасили долго, и только в 19 веке посмели поставить новые храмы на ложном поле битвы. Дмитриевская церковь в селе Берёзовке построена в конце 19 века, а храм Сергия Радонежского на официальном поле битвы строился в 1914-17 годы и освящён в 1918 году. Здесь стоят новоделы победившей ложной версии, основанной только на названии реки. Убери из этих мест Непрядву, и вся государственная версия рухнет.

Переименование Непрядвы в Славную реку в русских летописях не отразилось. Оно не было главным событием того периода. Не поднялась рука летописца так именовать реку русской славы. Только булгарские хроникёры этот факт беспристрастно зафиксировали: была Нимряд – Непрядва, а стала Субар – Славная река, но с булгарскими летописями не принято считаться – они сеют крамолу. Полноте, господа, пора бы уж… Беженцы, согнанные Тохтамышем со старой Непрядвы, решили вопрос её памяти оригинально. Устным образом назвали Непрядвой прежнюю Берёзовую реку – татарскую Каенсу, поскольку писать документы они не умели, а вернее, не любили, тем лучше, что блистательное имя оставалось бесхозным. Реки двойники – в России обычное явление, а в данном регионе они встречаются часто. Привычные родные имена поселений и рек на новые места всегда уносили переселенцы. На тот момент времени они не задумывались о последствиях, на первый взгляд, всё было сделано правильно: и память увековечили, и милое название сохранили.

Проблема с именами старой и новой Непрядвы возникла через 200 лет. К тому моменту верхняя Непрядва попала в государственные документы о сторожевой службе, а это уже документ, а не устное предание. За два века сменилось шесть поколений, и потомки беженцев, жившие у верхней Непрядвы, уверовали, что она истинная и единственная, тем паче, что на старом месте текла некая Славная река, не понятно за что перехвалённая, поэтому в их сознании естественным образом возникла современная Перехвалка. Само её название указывает на конфликт. Кого, с кем? Понять не трудно: сначала нового населения с коренным, а потом гражданского населения с духовенством. Разумеется, новое население – это то, которое вернулось на земли предков в Лебедяно-Данковском крае. Коренных жителей, всегда остававшихся в этих местах, было мало, их голос звучал слабо и неубедительно, поэтому появились Перехвалка и Перехваль, и ещё Глинка вместо Смолки – над моими предками просто надсмеялись.

Вот мы и подошли к самому главному. Все русские летописи писали монахи. Монастыри были хранилищами не только рукописей, а ещё и устных преданий. В них тогда жила и историческая наука, и сама история. Прямо сказать, на религиозных деятелях держалась вся культура государства древней эпохи. У иерархов церкви начала 17 века место Куликова Поля не вызывало никаких сомнений. Право давать новые имена селениям и речкам было у гражданского населения, а правом ставить храмы и освящать их обладала Русская Православная Церковь. Она не вмешивалась не в свои дела – Перехвалка, пусть будет Перехвалка. Ею решался главный вопрос, где следовало ставить храмы и какие?

Первый из Романовых, юный Михаил Фёдорович, был сыном патриарха Филарета. Отсюда следует полное единство мнения на высшем государственном уровне по месту Куликова Поля и установке благодарственных памятников. Хотя некоторые храмы-памятники поставили ещё до Михаила Фёдоровича. Смотрите Писцовые книги Елецкого и Лебедянского уездов начала 17 века. Храмы в сёлах Перехваль, Архангельском (современное Губино), Романов Рог, Димитриевском на Вёрде на дату 1613 года уже стояли, а на других местах пока значились деревни или починки.

В период воцарения Михаила Романова Русь стала подниматься после Смуты, появилась возможность вернуться к теме Куликова Поля, отдать дань памяти героическим предкам. В Лебедяно-Данковский край на исконные земли вернулось русское православное население. Государственная историческая память была ещё свежа, и Святая Русь ждала своего часа, и отдала свой долг достойно. Несмотря на происки, поначалу хилых оппонентов, на боевом пути в полном величии встали 12 храмов-памятников и монастырей от точки летописного Березуя до Красного Холма, а их число повторило символическую цифру. Предшествующий путь Великого князя московского Дмитрия Ивановича был обычным военным маршем, а в точке Березуя армия вступила в зону активных боевых действий.

4ecc16b6498a96ff40c16376a1dfa83a.jpg

В наше время благодарные потомки построили храм-часовню в честь Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Спасо-Андрониковом монастыре города Москвы, через который великий князь с триумфом возвратился в столицу. Здесь, на древнем кладбище похоронены воины – участники Куликовской битвы. По преданию, он благодарно припал к древнейшей иконе Спаса Нерукотворного. Но это уже храм-памятник нашего времени.

В древние времена на Руси не ставили привычных ныне всем нам скульптурных идолов. Памятниками служили храмы, которые посвящали небесным покровителям знаковых событий. Церкви по обыкновению строили в уже существовавших поселениях, поэтому их часто приходилось переименовывать и присваивать названия по престолу храма, чтобы они тоже несли символическую смысловую нагрузку, увековечивавшую память о событиях.

В данной главе представлен комплекс древнейших памятников Куликова Поля, они в разной степени сохранности стоят на своих прежних местах. Большинство храмов-памятников пребывают в руинах, а их главное посвящение прочно забыто. Примерно к 300-летнему юбилею битвы ложная версия локализации Куликова Поля у новой Непрядвы, искусственно и упорно насаждаемая, сделала своё чёрное дело. Позиции истины слабели, а печатное слово укреплялось, и было подхвачено государственной властью. Исторической вешкой может служить факт посещения Петром Первым ложного места битвы, поданного ему уже как истинного. Поскольку место самого сражения и братской могилы и тогда не было здесь выявлено, царь отдал распоряжение о сохранности столетних дубов. Всего лишь.

Подчеркну в который раз: на истинных местах событий все исторические и географические ориентиры потрясающе соответствуют своему предназначению, а церковные памятники с абсолютной точностью отмечают знаковые летописные места. Поражает необыкновенная осмысленность всего комплекса священной памяти религиозными деятелями начала 17 века. Подобный тщательно продуманный подход к установке памятников в русской истории больше не встречается. Великое дело призвало гениальных творцов, которые ждали своего часа 200 лет и воплощали его примерно 100 лет.

Устные предания теряют подробности от поколения к поколению. Верхняя Непрядва вошла в исторические документы о сторожевой службе от 1571 года, однако в то время ещё понимали, что это другая Непрядва. Печатное слово выглядело убедительней и постепенно увело историю Куликова Поля на ложный путь. Куда было тягаться простым мужикам и священникам с блистательными дворянами Нечаевыми и царями. Хотя Нечаевы проявились и активизировались в 19 веке, уже на последнем этапе, а служителям Церкви, вообще, не пристало перечить властям.

Что же происходило сразу после Смутного времени? Практически на пустой территории строились поселения и вставали в них церкви. Ничто не мешало расставить храмы-памятники согласно мудрой церковной логике. В тот момент иерархи Церкви нисколько не сомневались в своей правоте. Вспомните, для примера, насколько скрупулёзно Русская Православная Церковь отнеслась к вопросу захоронения останков Царской семьи. Несмотря на положительное решение научной экспертизы, у церковных деятелей остались сомнения.

В 1630 году случился 250-летний юбилей Куликовской битвы. Войско Мамая громили в Лебедяно-Данковском крае, топили на нижней Мече. В 1613 году встала Лебедянь с Лебедянским уездом, в который первоначально вошли земли Куликова Поля у старой Непрядвы с селом Перехваль. После переноса Данкова на новое место в 1619 году село Перехваль с землями отошло к Данковскому уезду. Место площадки главного сражения подчёркнуто и специально было вырезано ломаной границей с Лебедянским уездом.

Подробно разберу и перечислю основные вешки победного пути настолько подробно, насколько располагаю документами на данный момент времени. Храмы-памятники, вставшие на нём, чередуются в удивительном логическом порядке в соответствии с религиозной символикой, который даже я, человек, не имеющий церковного образования, способен был осмыслить и понять. Понять, какими соображениями иерархи того периода времени руководствовались. Уже неоднократно говорено выше, что следовать логике умных деятелей да ещё на родной земле – легко.

Теперь приглашаю читателей перенестись со мной лет на 400 назад и проследовать этим славным путём.

Роль точки Березуя в летописях подчёркнута особо. Здесь 5 сентября 1380 года произошла серия крупных событий: встреча с Ольгердовичами, прибытие Александра Пересвета с духовной грамотой от Сергия Радонежского с благословением на ратный подвиг, приход разведчиков с благоприятными оперативными сведениями. В этой точке небесный покровитель Дмитрия Ивановича – Димитрий Солунский, вложил священный меч в руку полководца, который блистал и разил врагов до берегов Мечи. По преданию, сразу же после битвы в этой знаковой точке была срублена деревянная Димитриевская часовня, в которой, как реликвия хранился посох Пересвета. Несколько позднее на этом месте поставили храм великомученика Димитрия Солунского и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, а потом основали Свято-Димитриевский монастырь, и хранителями истории Куликовской битвы были его монахи. Подробнее об этом месте рассказано в главе «Дорожная карта Куликова Поля». В советское время монастырь был разрушен, а посох Пересвета передан в музей города Рязани. В наше время обитель восстанавливается. Историческая связь поколений хранителей преданий здесь прерывалась, поэтому современные монахи помнят лишь историческую роль своего монастыря, но не помнят истинное место Куликова Поля.

c385b693c9540e454aac9c9d2a650a98.jpg

Близ села Архангельского Милославского района Рязанской области на речке Кочуровке исследовано древнее городище. Предположительно, в момент Куликовской битвы здесь лежали руины летописного Дубка, сожжённого двумя годами ранее татарами, убегавшими по Дрысинской дороге после поражения в битве на реке Воже. Шестого сентября армия пересекла здесь пограничную черту русских земель, проходившую по речкам Кочуровка и Ранова. С этого рубежа Архангел Михаил, посланный Господом, распростёр свои крылья над русским войском и повёл его к победе. В селе Архангельском, расположенном у этой черты, и в наше время имеются руины церкви Архангела Михаила.

fe4c8e701f8c2693a64b8e9e675e9254.jpg

Срезав кочуровский угол, армия подошла к Ногайскому броду на Дону, который и ныне обозначен в картах напротив нового Данкова. В наше время здесь устроен доломитовый карьер. Точка перед этим бродом знаковая, отмечена совсем не случайно. Здесь был последний походный привал перед переходом на правый берег Дона, а в летописи попала дискуссия: переходить через Дон или не переходить, где переходить? Перешли не в этом месте. Ситуация ещё не сложилась, до её созревания оставалась ещё половина суток. Это важное место после основания нового Данкова в 1619 году было отмечено Христорождественской церковью, а несколько позднее церковью Димитрия Солунского. Церковь Димитрия Солунского встала в уездном Данкове в порядке логической очереди, а Христорождественская – подчеркнула особое значение Данковской земли, как хранительницы Великой победы, дарованной Спасителем.

Утром 7 сентября армия прошла по левому берегу ещё небольшой отрезок вёрст в пятнадцать и попала к Романцовскому броду, который теперь находится в современном селе Романово Лебедянского района. Это важнейшее место в той военной кампании подробно описано в летописях. Разведка принесла сюда самые важные сведения, определившие дальнейшие действия русских князей. Стала понятна вся ситуация, в каких точках находятся семь армий, как союзников, так и противников. Мамай продолжал пасти коней на Красном Холме в устье Мечи, а Багун пришёл на лебедянский Гусин брод. Такой расклад вынудил в 10-30 принять единственно правильное решение о переходе на правый берег Дона. В наше время над бродом к северу стоит огромный кирпичный храм, посвящённый Архангелу Михаилу, как бы в благодарность за удачную переправу. Не трудно понять, что с этой точки удобней всего было руководить переходом через реку. О предшественнице храма, деревянной церкви, говорится в документах 1613 года [37, стр. 152, 175]:

68f731a6baf2590b7dd0655bd95ea5cc.JPG

«Слобода Романов Рог. А в ней церковь во имя Архангела Михаила древена клецки. А в церкви оброзы и книги и ризы и колокола и всякое строенье мирское. А у той церкви поп Семён, дьячок Федько Агеев, пономарь Марко Семёнов, проскурница Оринка. Пашни церковные земли дватцать чети. Сена сорок копен, а пашня пахать тому попу и сено косить с казаки с романовскими в межах.

И всего на Романове Рогу в слободе за помещики и за оттоманы и за казаки шесть дворов помещиковых, да место дворовое, да шесть дворов крестьянских, да восмь дворов бобыльских».

В древности село Романово имело смешанный состав населения и носило название Романов Рог. В разных документах того периода оно значится и казачьей слободой, и помещичьим селом.

Площадка главной битвы, вошедшая в историю как Поле Куликово, находится всего лишь в шести верстах к западу от Романцовского брода. Здесь сразу же после сражения Дмитрием Донским был поставлен деревянный храм Рождества Христова, а местное селение стало зваться селом Рождественским и было подарено Патриархии для поминовения воинов, павших на Поле Куликовом. Площадка сражения находится к югу от храма, а братская могила к востоку от него, в полном соответствии с православными канонами. Великую победу даровал Христос, поэтому главный храм победы освятили в его честь. В наше время на этом месте стоит часовня Рождества Христова и хранит икону Спасителя.

Первый храм был уничтожен кочевниками, а новый поставили на прежнем месте в 1613 году, теперь уже в селе с унизительно подчёркнутым именем Перехваль [37, стр. 152, 175]:

«Село Перехваль на речки на Перехвалки. А в селе церковь древена клецки во имя Рождество Христово. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье мирское. Да на церковной земли поп Мартин, пономарь Кондрашко Ондреев».

Как видим, помещики ушли от прежнего названия села, села Рождественского, однако престол храма сменить не посмели. В этой сфере церковная власть имела больший вес и творила праведное дело.

Деревянный храм Рождества Христова простоял до 19 века. Его обветшание совпало с эпохой дворян Нечаевых, пробивших новое место площадки сражения перед государем. Согласно их первому замыслу, она должна была использоваться, как место поминовения погибших воинов. Активные деятели 19-20 веков демонстрировали высокие чувства беспримерного патриотизма, а истину затоптали. Показательно унизительное отношение к А.Я.Артынову, опубликовавшему копию Ростовской летописи, в которой указано точное место битвы с детальной привязкой к ландшафту. Варварская участь постигла булгарские летописи, которые были запрещены и изъяты, и уничтожены в советский период.

29853ee1e0d9bc8a8c2829c5a2730944.JPG

Новый кирпичный храм села Перехвали построили у сельского кладбища, примерно в километре от прежнего места, и освятили в честь праздника Рождества Богородицы, в день которого состоялась Куликовская битва. На старом месте поставили деревянную часовню Рождества Христова. В эпоху полного официального государственного забвения и ухода с истинного места Куликова Поля священнослужители и здесь поступили мудро – не стали спорить, а святое место отметили часовней. Не припомню другого такого случая, чтобы при переносе храма на другое место неподалёку, прежнее отметили бы часовней, которая и в наше время служит точным указателем подлинного места Куликовской битвы.

03e70282c721c18727a2ecb4690f836a.JPG

У подножия часовни перекрещиваются две деревенские улицы. Одна из них ведёт прямо к братской могиле, а другая в сторону Градского (Утиного) оврага – на Поле Куликово.

3783027337251aaaf9c5bad92f3864f4.JPG

В Перехвали ещё одним памятным знаком служит Прощёный колодец – святой источник на берегу речки Перехвалки – старой Непрядвы, у которого русские воины принимали благословение накануне битвы.

Дальнейшая судьба этих памятников известна и типична для церковных святынь нашего государства. Церковь села Перехваль была закрыта в тридцатые годы 20 века. Часовня Рождества Христова снесена до уровня фундамента. Прощёный колодец заброшен и забыт.

С начала девяностых годов 20 века церковь Рождества Богородицы открыли вновь, а на первой правой колонне появилась настенная роспись, представляющая большие иконы Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Святой источник восстановили и освятили несколько лет тому назад. В нём по-прежнему бьёт мощный родник чистой русской правды. Новую часовню Рождества Христова построили в 2013 году на прежнем фундаменте, оставшемся от древней церкви ещё со времён Дмитрия Донского, а главная икона в ней – икона Спасителя.

На поле битвы и у братской могилы церковь, посвящённая Спасителю, вполне уместна. Замечу, что здесь она заменила образ Димитрия Солунского в логической цепочке памятников.

3cba824aa52dcf4aab5aea779d83c10f.jpg

Следующим победным этапом был массированный гон ордынцев в сторону Мечи. И этот этап был в прежнем логическом порядке отмечен церковью Архангела Михаила в селе Архангельском. Село стоит на своём прежнем месте, однако называется Губино, а престол её церкви освящён в честь иконы Казанской Богоматери. Смотрите карту Лебедянского уезда от 1790 года, на которой село показано на Петрове отроге большого оврага и отмечено двойным именем Губино (Архангельское). А почему же так? Престол церкви сменили при её обновлении в 18 веке, когда процесс переноса поля сражения на ложное место набирал обороты. Село известно по писцовым книгам первой трети 17 века: «Архангельское на Петрове отвертке под Романцовым лесом».

Последний рубеж, на котором Куликовская битва завершилась полным разгромом Мамая с потоплением его войска в Мече, отмечен особенно густо.

65d6514beb647164ca32eb4a310fd77b.JPG

Самым удивительным нерукотворным памятником того времени был Каменный Конь, стоявший у подножия Красного Холма, где битва завершилась. Каменный Конь отмечен в легендах и преданиях того периода, дошедших до нас. Он служил таким же знаковым камнем, как Вороний камень на Чудском озере при Ледовом побоище 1242 года. Только про Красный Буерак можно было так рассказать в летописи: ордынцы, уцелевшие после сечи, перебравшиеся на другой берег Мечи, от ужаса окаменели. Всё правдиво, здесь стоят окаменевшие кони и люди.

e723329cb3727c51b037914eb8f5fa11.JPG

В самой важной точке разгрома Мамая на Мече в современном селе Троекурово поставлен храм Димитрия Солунского. Здесь Дмитрий Донской вложил символический победный меч в ножны небесного покровителя. Дмитрий Донской в своей короткой жизни совершил два крупных ратных подвига, первый из которых победа над Бегичем на реке Воже. В начале 17 века в писцовых книгах на месте Троекурова отмечена деревня Одоньева, где, примерно, в первой трети 17 века была построена Димитриевская церковь, а деревня стала называться селом Димитриевским. В 19 веке село перешло во владение князя Троекурова, который переименовал его в свою честь. В очередной раз память пытались стереть дворяне, но храм сохранил свой престол. В 19 веке при храме поселился старец Илларион, и от его монашеской кельи берёт начало Свято-Димитриевский Илларионовский монастырь. В настоящее время монастырь реставрирован и служит не только святыней, но и является жемчужиной архитектуры новой России. В овраге к северу от обители имеется Святой колодец, который во все времена был местом паломничества.

Уцелела церковь Архангела Михаила в селе Курапово, которая стоит над Красивой Мечой и пустыми глазницами смотрит в упор на Красный Холм, раскинувшийся за рекой. Её древний престол символизировал успешное окончание путеводной миссии Архангела Михаила в военной кампании у последнего рубежа, перед Красивой Мечой. Так что благодарение ангелу, покровителю православного воинства, принесено сполна.

Село Курапово начиналось с починков, сведения о которых в Писцовых книгах 17 века скупы – один из них, левобережный, отмечен короткой фразой: «Починок Зайцев под Романцовым лесом». Другой стоял через Мечу напротив и отмечен подробнее: «Починок Зайцев сверх Истобного леса под Бруслановым лесом» [28]. Оба починка, вошедших в состав села, основали Зайцевы, потомки которых и ныне проживают в селе Курапово [22].

Перечисленные выше храмы-памятники чередуются между собой в порядке Димитриевская церковь – Архангельская церковь и отметили победный путь Дмитрия Донского от Димитриевского монастыря на Вёрде до Дмитриевского монастыря на Мече. А что же роль духовного вдохновителя всей военной кампании, Сергия Радонежского, выпала из внимания потомков, спросите вы? Кто бы сомневался! Особая роль Сергия Радонежского отмечена в Лебедянском районе многократно.

725bda4db6bf17dfe236e7d5db26b763.jpg

Троицкий монастырь основан в Лебедяни в 1621 году. Здесь просматривается прямая связь с Троице-Сергиевой Лаврой, основанной Святым Сергием. От Живоначальной Троицы выводит Сергий Радонежский свою земную великую миссию.

790581ab545d65aa30c39e5ae3dad4b9.JPG

Храм, непосредственно посвящённый Сергию Радонежскому, поставлен над ключевым бродом Мечи в селе Сергиевском, на её правом берегу, на котором добивали остатки войска Мамая. Село стоит в самой середине активного тридцатикилометрового участка Красивой Мечи. В настоящее время служба идёт в уцелевшей после разрушения части храма с сохранившейся колокольней. Напротив церкви, на левом берегу Мечи имеется братская могила русских воинов, погибших на переправе, о которой говорят местные легенды. На её месте заметен невысокий холм. Следовало бы поискать братские могилы к востоку от всех памятных храмов, которые поставлены в зоне боёв.

169d0b725c2b02135d96d29d1076ef38.jpg

Троицкий храм села Яблонево с приделами Сергия Радонежского и Архангела Михаила, стоящего на правом берегу Красивой Мечи у верхних бродов, тоже посвящён миссии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Здесь, на берегах Мечи, его духовное покровительство завершилось наглядно, полным триумфом. По заслугам и честь.

В Писцовых книгах начала 17 века на месте села значится починок: «Рындин (Коптев) к Яблонове кулиге на Рубленом колодезе под Рысиным лесом». С постройкой Троицкого храма починок стал называться селом Яблоново, а несколько позднее – Яблонево. Рядом с селом на месте Рублёного колодезя в балке Большой верх находится благоустроенный Святой источник.

Храм села Яблонево отмечает крайнюю верхнюю точку тридцативерстного участка правого берега Красивой Мечи, на котором армия Мамая стояла перед Куликовской битвой и широкой лавиной ранним утром 8 сентября пошла через броды в атаку на русские позиции – «и потекли поганые со всех сторон». Напомню летописную фразу: «У Дона стоят татары поганые, Мамай царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти». Предположительно, Чуров находился напротив Красного Буерака через реку, а под «Михайловым» подразумевался Михайловский шлях, пролегавший рядом с современным селом Яблонево. На этом же участке топили армию Мамая на заключительном этапе.

5e64650e710aaabba350d9b5bab64940.jpg

Посмотрите на карту с точками памятных мест. Отчётливо видна прямая линия храмов-памятников, расставленных по маршруту армии, а в её вершине она подчёркнута линией храмов, посвящённых Сергию Радонежскому. Церкви, посвящённые Святому Сергию, поставлены в знаковых точках зоны военных действий так, что получился символический посох православного иерарха. Основание посоха опирается на монастырский храм Сергия Радонежского у речки Вёрды, а точки в Лебедяни и на Красивой Мече венчают его поперечиной. Этим символическим посохом Святой Сергий благословил праведное дело.

Очевидно: боевой путь и переправу через Дон указал Архангел Михаил, самой битвой правил Христос, Димитрий Солунский опекал воинов, а на Мече свой подвиг завершили Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Стройная, тщательно продуманная цепочка увековечивания священной памяти истинных мест событий Куликовской битвы, которую стереть с лица земли не удалось никому.

Список храмов-памятников Куликовской битвы:

Точка Березуя на речке Вёрде ниже Скопина отмечена Димитриевской церковью и церковью Сергия Радонежского, вошедших в комплекс древнего Димитриевского монастыря.

Церковь Архангела Михаила на речке Кочуровке в селе Архангельском.

Христорождественская церковь и церковь Димитрия Солунского в новом Данкове.

Храм Архангела Михаила в селе Романово.

Храм Рождества Христова на Куликовом Поле над братской могилой в селе Перехваль.

Свято-Троицкий монастырь в Лебедяни.

Церкви Архангела Михаила в сёлах Курапово и Губино (бывшее Архангельское) Лебедянского района.

Дмитриевская церковь в селе Троекурово (бывшее Дмитриевское) в комплексе Свято-Дмитриевского Илларионовского монастыря.

Храм Сергия Радонежского в селе Сергиевском.

Троицкая церковь с приделами Архангела Михаила и Сергия Радонежского в селе Яблонево Лебедянского района.


Храмы Поля в руинах, погашен их свет,

А глазницы пусты и черны от печали.

Шёл я к ним все шестьсот тридцать пять долгих лет,

И дороги стелились, и реки встречали.

Свет забытой Непрядвы – негаснущий свет,

Вспыхнул снова, но всуе замечен едва ли.

Озаряет он Поле, где пал Пересвет,

И могилы, и храмы, что вы потеряли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Разглядел ли я в тумане веков исторические путеводные вешки, используя простую инженерную логику? Уверен! У конструктора концы с концами всегда сходятся. Мне удалось разобраться в тайне двух речек с одинаковым именем «Непрядва», и древние дороги привели на потерянное Поле Куликово в устье Перехвалки. Поле, где 8 сентября 1380 года состоялась Куликовская битва. Удивительным образом в это место сходятся все ориентиры и документы, идеально ложится хронометраж событий, а на дороге победы стоят православные храмы-памятники. Здесь найдено место захоронения павших воинов, которое требует объективного исследования.

Только один человек пришёл 21 сентября 2011 года на это Поле и поклонился священному месту. В 2012 году нас было уже около десятка. Поклоняться подвигу предков можно в любой точке вселенной, включая Тульскую область, но горячая кровь пролита здесь, здесь лежат их потерянные кости.

Мой путь начинался от мифов древних славян, которые пришлось разбирать в связи с открытием лебедянского Каменного Коня в устье Красивой Мечи. Стоило коснуться этой темы, как документы пошли лавиной – едва успевал анализировать, писать и всё переделывать заново, когда находил ещё более важные и убедительные. Самое ценное дополнение к русским летописям, содержится в своде летописей Булгарского государства, которое было противной стороной в древние времена. Много воды утекло в Дону с тех былинных времён, многое изменилось. Татары стали кровными братьями русских, а путаница прижилась в истории и укрепилась.

Ошибочное место локализации Куликова Поля происходит от русских переселенцев – беженцев. Это они перенесли старое имя Непрядвы на 70 км вверх по Дону после сожжения зоны междуречья Тохтамышем в 1382 году, а ещё и Тамерланом в 1395-м. К моменту новой волны заселения Лебедяно-Данковского края в конце 16 века, легендарные топонимы прижились на новом месте, и верхняя Непрядва впервые появилась в исторических документах о сторожевой службе от 1571 года. Царь Пётр по дороге в Воронеж попутно посетил место у новой Непрядвы, которая подавалась ему уже как истинная. Эта Непрядва показана на карте Епифанского уезда в 1780 году. Она оказалась на землях тульского помещика Д.С.Нечаева. По его ходатайству и с одобрения губернатора В.Ф.Васильева, проект поминального места и памятника у верхней Непрядвы утвердил в 1836 году император Николай I. Памятная колонна установлена на новоявленном Красном Холме в 1850 году. С этого момента «неправда» стала официальным местом поминовения павших в Куликовской битве. Царской воле противиться было невозможно. Постепенно, намеренно уничтожались памятные древние топонимы, а предания гасли от поколения к поколению. Только священные кости наших предков не смирились с таким положением – они сами вылезают из могилы на Перехвальском поле и кричат: «Люди русские, с кем вы? С версией подхваченной и продвинутой Нечаевым и утверждённой Николаем I? Или с летописями эпохи Дмитрия Донского, могилой у храма Рождества Христова, поставленного по его завещанию?».

В результате исследования исторических документов о Каменном Коне и о Куликовской битве, в нижнем течении Красивой Мечи, в зоне её междуречья с Доном, выявлен уникальный исторический, природный и ландшафтный комплекс. Сказочно живописны холмы на Красивой Мече, а особенно чудесны донские пейзажи в районе села Перехваль. Здесь проходил древнейший Донской торговый путь и Столповая дорога, Иван Грозный ставил сторожи. Здесь ничего не надо выдумывать – ходи и смотри.

В настоящий момент мои открытия игнорируют деятели науки и культуры. Как же можно выступать против документов? Ещё как можно! Уже 400 лет это делают. В мой адрес звучат странные реплики: сходу заявили, что кости в братской могиле – это кости сельских могил от 17 века, а наконечники сулиц – детали щеколдного запорного устройства двери, и, вообще, «пусть всё остаётся, как есть». Моих сил не хватит, чтобы разрушить государственный миф о верхней Непрядве, но люди должны знать историческую правду: святые кости здесь, в точке с координатами 53 градуса 07.794 минуты северной широты и 039 градуса 06.227 минут восточной долготы.

Эпилог:

Перехвалка дремлет в тишине,

Дон блистает лентой позолоченной…

Заблудилась память в глубине

Той «Неправды», в крае замороченном.

Шесть веков в сиянии Христа

Славный край хранила Богородица.

Льётся свет, вода в Мече чиста,

Но Героям здесь никто не молится!

Список источников информации открывается с Главной страницы сайта "Каменный Конь" http://kamenny-con.narod.ru , на котором можно читать 8 предшествующих глав книги "Свет забытой Непрядвы".

Николай СКУРАТОВ,

член Общероссийского Союза писателей «Воинское Содружество»,

действительный член Петровской академии наук и искусств.

Июнь 2014.


В феврале 2015 из печати вышла книга "Свет забытой Непрядвы", которая продаётся в Лебедяни в магазине "Дон".


Виктор (гость)
26.06.2014 22:48:25
Спасибо, интересная статья. Обязательно проедем по этим местам всей семьей. Посещая такие маста, чувствую огромную энергию, идущую от наших ВЕЛИКИХ предков!!!
Мои предки из крепости Ольшанск, Воронежской области (Бывшая Белгородская засечная черта), такие же красивые места, как и места Куликовской битвы.
Алексей (гость)
26.06.2014 23:35:57
Спасибо огромное за Ваш труд, очень интересный и познавательный материал! С уважением Алексей!
↓ показать все комментарии