Авторизация

Логин
Пароль
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Фактом авторизации Вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения.

Золотая Баба с Золотой Горы

Пантеон древнейших славянских божеств представлен в двух оврагах: Лоск и Красный Буерак, а Золотая Гора является их обиталищем – русским Олимпом. Можете сомневаться в моей оценке, но нерукотворные статуи – самое надёжное свидетельство. Смотрите фотографии, они подлинны, а методом фотомонтажа я не пользуюсь. Сами приходите и убедитесь. Жаль, что Конька-Горбунка вам придётся смотреть в Сафари-парке под Задонском, которого липецкие чиновники превратили в сувенир.

1. Золотая Баба.

«Золотая баба!» – лишь изредка услышишь такую похвалу в адрес жены, а чаще, она адресована чужой женщине. Давно известно: хорошие женщины – это чужие жёны, а пророка в своём отечестве вообще нет. Черты идеальной женщины присущи только богине, поэтому легко было любую из них, даже каменную, назвать «Золотой Бабой».

«Подробные описания Златовласой богини относятся к более поздним датам. Подле Золотой Бабы всегда лежало множество гуслей и других музыкальных орудий, которые непрерывно наигрывали сами собой – то тихонько, то чуть громче. По их звуку жрецы предсказывали будущее, ибо Золотая Баба почиталась доброй пророчицей. Почтение к ней было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы, ну а если вовсе ничего не имел, то вырывал из платья своего нить или волос с головы, подносил это Золотой Бабе, кланялся в землю – и тем надеялся ее умилостивить. Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры. Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо, не принесший жертвы Золотой Бабе, непременно должен был заблудиться в пути. Одним из её внуков был сам Световид» (с сайта http://www.folk.clow.ru).



30765b3d71c1d16f61fa33ff6b9c92c3.JPG

Золотая Баба – один из самых известных персонажей древнейшей мифологии на просторах Евразии. Современных статей написано много, предположений и версий на данную тему высказано достаточно. Мнения экспертов сошлись на том, что это божество появилось у восточных славянских язычников в глубокой древности, а потом, по мере их христианизации, стало забываться и, гонимое волной новой религии, перемещаться по территории Сибири, где и закрепилось в легендах местных народов и дожило вплоть до нашего времени. Ищут теперь Золотую Бабу на просторах Азии от Крайнего Севера до Индии, а чаще всего на реке Обь. Разумеется, ничего реального не нашли, зато энтузиасты позабавились сполна. Они сняли художественные мистические фильмы, стали проводить аналогии со статуей Будды, чем заинтриговали самого Далай-Ламу, который, якобы вознамерился найти себе преемника в образе женщины в России. Много всего нагорожено, много чего размещено в Интернете, но как часто бывает на практике: оригинал не там ищут! А чтобы не выглядеть простаками, придумали оправдание: дескать, возят эту Золотую Бабу фанатики и постоянно перепрятывают. Всё обставлено как-то сомнительно. Давно бы эти бедняги – язычники, в прятки играть умаялись. Рассказывают, что целый отряд чекистов их не отыскал, и сам сгинул безвестно. Что-то не заметно на земле такого народа – скрытного обладателя святыни, которому она принесла бы настоящий рай, а иначе, что проку её хранить? А почему бы не вернуться к истокам мифа и не поискать оригинал богини на изначальном месте у восточных славян? Вот у меня есть что предложить, только, чур, всё по-порядку!

Что касается материала, из которого Баба сотворена, то золото здесь не следует понимать в полном физическом смысле, а вполне достаточно символического золотого художественного образа для придания значимости объекту. Он, для воздействия символов на психику людей, решающего значения не имеет, а придуман для усиления эффекта и быстрейшего вхождения в доверие: встречают-то по одёжке, тем не менее, золотой идол всегда перевешивает деревянного по силе воздействия. Начинать поиски надо в каменном веке, в котором для поделок применялись дешёвые подручные материалы: дерево, камень, керамика, кости животных, и только в бронзовом веке появились металлические фигурки божков, а в новые времена – уже рисованные на холсте. Посмотрите, для создания половецких баб сгодился обыкновенный камень, потому что деревянные идолы были недолговечны. Не мог быть самый древний символ металлическим. Богов, изготовленных из материала соответствующего своей эпохе, находят довольно часто. К примеру, в конце 19 века историк Леонид Вейнберг раскопал курганы под Усманью, что в Липецкой области, и нашёл множество керамических статуэток этой самой богини Макошь, которую он условно назвал Венерой Палеолитической, которая под этим именем теперь так и числится в археологических сборниках. В этом регионе по Дону проходила древнейшая граница раздела земель славянских и угорских народов. Поселения славян в правобережье Верхнего Дона появились ещё в 3 веке Новой эры. Археолог Григорий Земцов проводил раскопки в Задонском, Елецком и Краснинском районах и написал в 2012 году книгу «Липецкий край в 3-5 веках».

А что же могло быть изначально, на заре зарождения верований, когда люди ещё не умели делать статуэтки? Не трудно понять, что в те времена символами служили нерукотворные природные феномены похожие на людей и животных, а уж обычным природным объектам, дающим существование всему живому: солнцу, лесу, земле, воде – поклонялись всегда. Практика верований такова, что народы часто заимствовали мифы и образы друг у друга, поэтому их сюжеты так похожи, более того, происхождение и устройство мира религии объясняли почти всегда одинаково, боги имели разное название, а их назначение и функции часто совпадали. Статуя Золотой Бабы вместе с древнейшими угорскими мифами оказалась на славянской территории правобережья Дона в приграничной полосе, на древнейшей торговой дороге Руси – Столповой. Поэтому-то в описании имеется информация об иностранцах, вынужденных ей поклониться, чтобы путь был удачным. В реальности всё гораздо проще: за проход по дороге надо было платить пошлину, а кто не платил – сбивался с пути, а вернее, уходил на тот свет.

Думаете, случайно река Дон обожествлялась древними славянами? Отнюдь. В Подонье притаилась она – потерянная Золотая Баба, в совсем забытом тихом месте, однако, на Золотой Горе. Навёл меня на Золотую Бабу старожил деревни Нижнее Брусланово Зайцев Владимир, который помнил название возвышенности в устье Красивой Мечи, переданное ему отцом, видел и помнил про огромные валуны-песчаники, лежащие в овраге со странным названием Лоск, помнил про озеро в его русле, соединённое подземной протокой с Доном, которое превратили в 20 веке в обычный большой пруд, на берегу которого разместили летний лагерь для скота. Скудные сведения о Золотой Горе, теперь уже неизвестно откуда и зачем принесённые, до сей поры хранимые скупыми преданиями, чудесным образом дошли до наших дней. О Золотой Бабе никто здесь ничего не помнил, да и согласно мифам, не всем она открывается. Забыт в этих местах и Красный Холм, как более позднее название Золотой Горы, тоже напрямую связанный с язычеством, но известный из летописей периода Куликовской битвы. Владимир Сергеевич показал огромные камни, спрятанные в овраге, но не имел представления об их назначении в древности.

Сюжет далее развивался постепенно. Странные фигуры животных на огромных валунах видны невооружённым глазом и были удачно сфотографированы. Появилась статья «Калейдоскоп в овраге», опубликованная мной в Интернете. А самая первая статья «Красный великан» была опубликована в журнале «Итоги Недели» в 2009 году. В ней автор назвал статуи соседнего оврага – Красного Буерака, совсем другими именами, ещё не разобравшись с их языческими ролями. Непросто было инженеру-механику всё осмыслить, не имея специального образования, разглядеть сразу и весь языческий комплекс Красного Холма и понять роль и назначение его персонажей. К кому было обратиться за помощью? Только к книгам и статьям в Интернете. На их изучение ушло некоторое время. Здесь не обошлось и без курьёзов. Так после публикации на моём блоге снимка странной птицы, претендующей на роль Великой Матери, прошедшей реинкарнацию – птицы Сва, покровительницы Великой Руси, похожей на гигантского спящего воробья, подсунувшей клюв под своё крыло, как читатель моего блога Александр Владимирович Серолапкин справедливо указал, что на снимке представлена сама Венера Палеолитическая, в точности соответствующая изображениям на глиняных статуэтках из усманского кургана. Ну, и дела! И как я сам её не разглядел! Вот он пример удачной помощи проницательного человека, приведшей к открытию Золотой Бабы!

Эта богиня известна под многими именами, а в основном, как Макошь, прародительница всего живого на земле. Она самая первая и самая древняя, главная богиня славян, пришедшая из палеолита. Может ли быть иначе, если данная статуя лежит в овраге уже многие тысячелетия? Она нерукотворна, её изображение получилось случайно на камне-песчанике красно-бурого цвета, цвета позднего солнца, возможно, и поэтому «золотая». Древние люди её давно заметили. Можно возразить: глухое место в нынешней русской глубинке… Кто мог знать про его обитателей? Отнюдь, самое оживлённое в глубокой древности. По правому берегу Дона, как раз мимо статуи, проходила торговая дорога, дублировавшая Донской водный торговый путь. Сказки и мифы о статуях богов на Золотой Горе (Красном Холме) путники разнесли по всему белому свету.

Из склона правого берега оврага Лоск, берущего начало на вершине Золотой Горы, пролегающего в южном направлении, и впадающего в Дон через три километра от начала, торчит лишь фрагмент огромного валуна. Какая часть камня скрыта под грунтом, определить на глаз невозможно. Видимая часть может весить более 40 тонн. Чудесен этот природный феномен своим оригинальным изображением, перерождающимся для наблюдателя, как в калейдоскопе. А для того чтобы картинки менялись перед вами, надо постепенно обходить камень справа налево по кругу с нижней стороны, наблюдать и фотографировать. Если смотреть прямо, со дна оврага, то вам предстанет изображение спящей птицы с пропорциями тела более всего подходящими воробью с коротким клювом. Скульптурное изображение развёрнуто метров на шесть в длину, и пристроилось на боковой поверхности. Птица Сва повернула голову в сторону своего левого крыла, закрыла глазки и спокойно спит уже многие тысячелетия. Это как посмотреть. Золотая Баба лежит вверх животом, а птица высунула свою голову из-под её головы. После подсказки разглядел спадающие вправо и разметавшиеся золотые волосы богини, глаза, нос и рот, большие груди и пышное тело, готовое к продолжению рода – лежит самая настоящая Мать-прародительница людей и богов, точно соответствующая описанию из древнейших мифов. Метров на десять правее, на самом дне оврага имеется толстый камень-песчаник квадратной формы серого цвета с размером стороны более метра, очевидно, служивший местом для пожертвований, описанных выше. При дальнейшем обходе валуна изображения меняются как в калейдоскопе: при ракурсе в 45 градусов вам предстанет гигантский Утконос, а при ракурсе в 90 – Морской Лев. Чуть ниже по оврагу, на самом его дне, лежит огромный Морской Скат с размахом крыльев метра на три.

В настоящее время живут в овраге Лоск эти вечные камни. А сам овраг имеет исток почти на вершине огромного холма, подходящего более под определение «возвышенность» с отметкой 204,6 метра. Холм ограничен реками и оврагами со всех сторон и явно выделяется на местности. С вершины этой Золотой Горы стекают ещё несколько крупных оврагов, а в их числе Красный Буерак с пантеоном древнейших божеств более позднего периода язычества. Здесь, на расстоянии пары километров от Золотой Бабы, представлены нерукотворные каменные статуи: двуликого Световида, её внука, Конька-Горбунка, пасшего стадо солнечных световидовых коней, камни-жертвенники перед ними, на одном из которых разместился Змей-Горыныч, хранитель подземных источников, и Велес, покровитель скота. Камень в виде большого Колобка несёт на себе Коло – свастику, символ солнцеворота у древних славян. Представлена Полная Чаша, переполненная каменными плодами – известный славянский символ достатка и изобилия, и ещё один символ, символ гостеприимства – Хлебница, дарующая каменные ломти хлеба.

2. Мифология Красного Буерака.

Уникальное собрание мифических персонажей так и просится из Красного Буерака, из тысячелетнего забвения, из тумана веков и из сказки на волю. Читайте, смотрите фотографии и судите, кто есть кто? Даю им такую возможность и выпускаю на белый свет с помощью издания «Мифы древних славян. Велесова книга, Саратов, «Надежда», 1993». Стартуют они со страницы 82:

«Мифологическое существо Полкан или Полуконь. Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т.д.). В метафорическом смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра».


de004e748d67d3d34108409009c7bd58.JPG

Поставим себя на место древних русских людей, которые не знали львов и динозавров, зато отлично владели конями, рассмотрим снимок, и что же получается – найден оригинал сказочного Конька-Горбунка? Версия мифа, изложенная профессором А.С.Кайсаровым 200 лет назад, идеально совпадает с описанием и фотографией Каменного Коня, кроме того, имеющего длинный язык, потому и говорящего. Он же на летнем фото Сивка, опалённый солнцем, а на осеннем Бурка – бурый от влаги и мха. Конёк-Горбунок стоял на древнейшей Столповой дороге, и весть о нём в течение столетий разносили по свету путешественники. Люди насочиняли об этом странном коне сказок и мифов. Самую известную из них, «Сказку о Коньке-Горбунке», сочинил П.П.Ершов. Видел ли он статую этого Конька-Горбунка? Думаю, что прочёл миф в изложении Кайсарова и слышал народные легенды о нём, а потом придумал на их основе сказку.

Кайсаров его тоже не видел, а основывался на собранных мифах и преданиях. Столповая дорога ко времени, когда он жил, уже потеряла своё значение. Мать Андрея Семёновича Кайсарова, княжна Волконская, родилась в имении Чирково Ряжского уезда Рязанской губернии, где русский офицер Кайсаров был похоронен после гибели на поле боя в 1813 году, в возрасте 30 лет. Имение находилось на древнейшем водно-сухопутном пути, проходившем через Ряжск по реке Ранова. В настоящее время это село Кайсарово. Расстояние от Красивой Мечи составляет около ста километров. Его предки могли ездить по этой дороге, видели Конька-Горбунка и передали описание по поколениям, как сказку. Уж больно точно описано, как будто всё он видел сам.

А в наше время, при первом же взгляде возникает впечатление, что ты такое где-то уже видел. Начинаешь вспоминать и быстро находишь ответ – конечно, в Питере под Медным Всадником! Не стану утверждать, что Фальконе снял с этого Каменного Коня копию или позаимствовал идею, но сходство потрясающее: таже поза и динамика! Да ещё и скачет он явно в сторону Западной цивилизации.

Два камня-памятника: Коня и жертвенника с изображением Ящера, образуют нерукотворную мифическую композицию. Не сложно понять, что оба они стремятся вверх по склону горы, на небо: Конь взвился на дыбы, Ящер летит в ту же сторону на уровне головы Коня. Минута – и дары будут доставлены прямо Световиду. Как тут было не появиться всем этим мифам и сказкам о конях, которые скачут по небу. Люди давно всё заметили и описали правильно.


e10e1e82021d86ad8181dc87199dc379.JPG

Если смотреть или снимать в направлении с севера на юг, на уровне верхней кромки этого алтаря, на срез, то на фотографии отчётливо видна голова великана: круглая лобная и теменная части, надбровные дуги, один глаз с левой стороны, приплюснутый нос, подбородок, усы на положенном месте, которые прикрывают губы. Лицо серого богатыря смотрит в небо, а затылок направлен на запад. А находится изображение в верхней части плиты серо-красного цвета толщиной 1,2 метра и размером видимой над поверхностью земли части 3,5 на 1,5 метра. Плита лежит при входе в овраг и на его склоне, к северу от Каменного Коня и на расстоянии трёх метров от него, а от береговой линии воды в реке Мече на расстоянии двухсот метров.


6ae4a21949ddfc2a0110f18f4b45a39c.JPG

Ящер, летящий по южной фасадной стенке этого же камня, не был замечен летом в момент открытия из-за освещения, падающего на него под другим углом, чем зимой. На летних снимках Ящер выглядит тёмной фигурой, которую теперь-то можно различать после хорошей зимней подсказки. Осенью, из-за намокшей поверхности, рисунок сливается с серой окраской всего камня.

В морозный февральский полдень славянский бог Хорс светил как надо – ярко и прямо на Ящера. На этот раз Змей был замечен мной издалека и сфотографирован – не успел замаскироваться или скрыться в овраге. Его поза говорит о том, что он собрался отступить внутрь оврага, для залечивания раненой шеи и отращивания второй головы, поэтому с настороженностью смотрит на посетителя. На снежном фоне отчётливо видно его туловище с рельефным ребристым крылом, поднятым вверх.

Снова аналогия с мифами. Ну, что тут поделаешь, если этот персонаж похож на Змея, которого Георгий Победоносец пронзает копьём! И не трудно догадаться, на каком Коне он скакал. Кроме воображаемого, на роль всадника-победителя может претендовать сам Световид, с красным лицом, опалённым огненным Змеем, отдыхающий после поединка внутри оврага.

Это ещё не всё. Он же бессмертный Змей-Горыныч! В том месте, с которого была отсечена вторая голова, в области шеи имеется природная полость с рваными краями. Голова Змея ещё не успела отрасти. А мёртвая валяется здесь же рядом, на дне оврага. Может, отсюда родился миф о порубленных и прирастающих головах Змея?

Изображение уцелевшей головы, как бы насечено на поверхности вокруг глаза. Его око устроено в отверстии глазницы внутри камня и смотрит на мир широко и открыто своим чёрным зрачком. Получается, что изображение Ящера составлено из сочетания скульптурных элементов и элементов, нарисованных или насечённых на поверхности камня. Что это? Целиком природное изображение, как Каменного Коня, или древний скульптор-художник насёк недостающие элементы на поверхности? В таком случае это первый обнаруженный наскальный рисунок Лебедянского края. Если даже данное изображение имеет естественное происхождение, то древние люди не могли не заметить его на камне, лежащем на виду. И полетели сказочные Змеи по всей Руси.

Змей-Горыныч – это второй персонаж Красного Буерака, который неплохо подходит под описание, составленное Андреем Кайсаровым:

«Ящер стережёт подземное царство. Змеи – хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Змеи символизировали тучи небесные грозовые, мощный разгул стихий. Они многоглавые. Одну голову отсечёшь – другая вырастает и пускает языки огненные, молнии. Змей-Горыныч – сын небесной горы – тучи. Змеи эти похищают луну, звёзды и даже солнце. Змей может быстро превращаться в юношу или девушку, что связано с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы».

Понятно, что Кайсаров не видел каменный оригинал, который живёт не на небесной горе, а на настоящей, на камне, который торчит из горы Удрики! Его родила настоящая гора, поэтому Змей и есть Горыныч!

В календаре славян есть два праздника змей. Первый 25 марта, когда почва становится теплой, и они выползают из-под земли, оттуда – откуда вытекает родниковая вода. С ними связан торжественный приход весны. Второй 14 сентября, когда они уходили на зимовку. Считалось, что змеи помогали вымаливать дождь, так как они любят не только тепло, но и влагу. Изображения змей украшали древние сосуды для воды.

Этот Ящер и Конёк-Горбунок претендуют на роль помощников бога Световида, ответственного за небо и водную стихию.

Перед лицом Световида (Красного Великана) на дне оврага лежит большой гладкий камень-песчаник с размером сторон два на три метра треугольной формы и толщиной более метра, который мог служить ему ритуальным жертвенником – Крадой. Водный поток, протекавший в день Радуницы, во время весеннего снеготаяния, смывал с поверхности алтаря дары – Световид забирал жертвы. Отличный финал!

«На треугольный камень каждый мог принести жертву: Творцу – солнцу и небу, Матери-жизни, земле, предкам. Славяне некоторых племён сжигали умерших, но для этого ритуальная крада не подходила. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом. Далее её подхватывали жаворонки – первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков 9 марта считался днём поминовения предков и назывался Радуница».

Место для ритуальных целей обнаружено рядом, на правом берегу Красного Буерака, между ним и курганом Волотова Могила. На вершине этого холмика лежит камень среднего размера, а вокруг него лужайка обильно посыпана пемзой, в которую через тысячелетия превратилась зола от ритуального костра. Место сильно изрыто грабителями, и повсюду валяются черепки от керамической посуды, а что здесь сжигали – не ведаю.

До наших дней сохранилась традиция выпекать весной фигурки жаворонков, вылепленные из теста, а праздник называется Сорки. Обычай поминать усопших на могилах едой и выпивкой сохранился до наших дней, хотя он противоречит обрядам христианской религии.

Только вот для исследователей, к нашему времени, вряд ли что осталось возле этой крады. Водный поток, вытекавший из оврага, выносил всё на луговину. Потом по ней широко растекался, а всё что принес, выпадало в осадок. Обширный участок из наносного грунта хорошо виден. Если его исследовать, то можно найти свидетельства человеческой деятельности, а осколки от ритуальной посуды – уж наверняка.

«Крада – жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костёр. На таких камнях сжигали мёртвых и приношения. Нестор называл их «крады и требища идольские». Ящер у подножия крады означает подземное царство; чаша с плодами – обильную земную жизнь; колесо – солярный знак, который символизирует вечное обновление жизни на земле».


17187d6727a870d1e2b6d07dd214cac8.JPG

Соседний камень, опознанный Колобком, катит свастику, которая у древних славян символизировала солнцеворот – ежегодный небесный ход солнца по временам года. Её изображение имеется на древних славянских сосудах. Только вот свастика Красного Буерака имеет ход в левую сторону, против солнца, и расположена она на северной поверхности камня. Солнцеворот наоборот – путь, который светило пролетало в подземном царстве ночью. Старики – потомки Колоксая, исполнили роль жрецов – поскребли по сусекам и совершили ритуальную выпечку. И покатился по вселенной, как солнце круглый и румяный Колобок, вращая на боку «коло» – древний солярный символ славян. Не ведаю, как в ваших краях, а у нас, когда пекут пироги, то по поверхности делают несколько наколок – глазок и ушек, совсем как у каменного Колобка, символизируя всевидящее светило.

О милом и разудалом Колобке каждый из нас помнит с пелёнок. Что тут добавишь? Приходите и смотрите его в каменном виде.


a3639ae469bdb8c59f49bc00dcc7d206.JPG

Для полного комплекта недостаёт только чаши с дарами. Зря, что ли, в народе живёт понятие достатка? Ну, как же, как же, здесь она – огромная и наполненная вечными каменными плодами! Стоит себе спокойно в самом начале Красного Буерака тысячи лет. Это её, Полную Чашу, принял я в спешке за шишковатый панцирь гигантской черепахи.

Если этого мало, то примите ещё одну чашу – Хлебницу, как символ гостеприимства, наполненную каменными ломтями хлеба! Ту, к которой прислонился Слон. В этом сказочном царстве сразу не разберешься: кто есть кто? При первом взгляде, кажется, что торчит из-под земли странный хребет дракона, покрытый прямоугольными панцирями.


da6303866b988f912972cc6ecc23c1e3.JPG

Четыре камня образуют в Красном Буераке уникальный языческий комплекс. Главные герои здесь Световид и Конёк-Горбунок. Каждый из них имеет свой алтарь для жертвоприношений, а Велес собственной персоной устроился на одном из них. Этот жертвенник лежит рядом с Каменным Конём на уровне его головы, имеет ровную плоскую поверхность большого размера, и на нём имеется изображение Ящера – символа подземного царства. Он подходит для поклонения и Велесу, как скотному богу – Конь же рядом стоит. Рядом с этим камнем из-под грунта проступают ещё несколько камней, которые тоже могли служить алтарями.

Нельзя покидать данную главу, не упомянув ещё один персонаж, который не живёт в русских сказках, но неплохо устроился в словарной среде. Что касается России – родины слонов, то не всё так примитивно и просто, как употребляется в обиходном ироническом смысле. Персонаж из Красного Буерака, который для современного человека сильнее всего похож на мамонта, воспринимался древними людьми слоном – не иначе! Они не помнили, да и не знали давно вымерших мохнатых мамонтов, как и динозавров. Зато самые активные – купцы и государственные деятели, ходили по Столповой дороге и видели слонов в заморских странах. При том высоком уровне развития мифологии и язычества в древней Руси, легко было вывести, что все слоны произошли от этого каменного бога, который ещё и стоит то, приСЛОНившись к Хлебнице. Вот вам и Россия – родина слонов, а Красный Буерак – место происхождения термина! Может быть, и перебрал немного, сделал из мухи Слона? Но мы же находимся в сказочной главе.

В состав комплекса входил курган Волотова Могила, который стоял к югу от Красного Буерака и отделялся, от ритуального холма с кострищем и от следующего за ним холма, крошечными овражками. На его вершине стояла Каменная Баба, родная сестра истуканов с острова Пасхи, и смотрела с Удриков на восход солнца, стараясь разглядеть братьев за дальним горизонтом. Вершина кургана срыта археологами сто лет назад, а Баба лежит на дне Красивой Мечи. На месте Волотовой Могилы остались углубления от оплывших ямок. И теперь место кургана различимо, но только с противоположного берега реки неплохо заметен холм, на котором он стоял.

В вологодских лесах сказочники ищут и «находят», то Деда Мороза, то Бабу Ягу, а на Золотой Горе живут: Золотая Баба, Конёк-Горбунок, Змей-Горыныч, Световид, Колобок.


673fa58f867e5cadf0831e3a5dc280f8.jpg

Можно утверждать, что в Красном Буераке, на правом берегу Красивой Мечи, сохранялся до наших дней единственный языческий комплекс древней Руси, в точности соответствующий описанию из древних мифов, разграбление которого началось в наши дни. Из Конька-Горбунка (Каменного Коня) чиновники сделали сувенир. Есть у них план: разрушить прекрасные ландшафты области, а все оригинальные творения природы свезти в бутафорскую туристическую зону «Задонщина» и образовать там Парк камней. Невежество... Вернуть Каменного Коня в историческое стойло не помогло даже моё прямое обращение к Президенту России.

Восстановить всё это не сложно. Можно легко вернуть тяжёлого Конька-Горбунка, отыскать на дне реки скифского истукана, а если не удастся, то сделать его копию и водрузить на место. Получится потрясающий туристический комплекс, в своём роде – единственный в мире!

На Золотой Горе живёт настоящая русская сказка! Камни русского «Олимпа» красноречиво говорят!

Другие статьи, предшествующие данной: «1.1. Открытие Каменного Коня», «1.2. Красный Буерак на Красивой Мече», «1.3. Лебедянский Каменный Конь из устья Красивой Мечи», «Открытое письмо Президенту» – смотрите на блоге http://www.proshkolu.ru/user/NikolaiSkuratov/

На этом же блоге смотрите статьи из цикла «Каменная сказка Верхнего Подонья» с описанием чудесных мест.

Статьи о трагической судьбе Каменного Коня – на сайте http://kamenny-con.narod.ru

Николай СКУРАТОВ. Член Общероссийского Союза писателей «Воинское содружество».

Июль 2013.